информационно-просветительский портал


Актуальный опрос

Как Вы относитесь к революциям в арабских странах?
Последние новости

28.08.2017
28.08.2017
28.08.2017
27.08.2017
27.08.2017
27.08.2017
27.08.2017
26.08.2017
26.08.2017
26.08.2017

Месяц Мухаррам и пост в день Ашура


28.09.2017
21 сентября наступил новый 1439 год по Исламу, по хиджре.

Хиджра – это переселение Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) а также его сподвижников и их семей из Мекки в Медину. Это важное событием в жизни мусульман. В тот год была построена первая мечеть, было введено празднование пятничного дня, установлен порядок поклонений и т.д. Мусульмане признали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своим правителем, был заложен фундамент исламской государственности.

Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. С этого времени и начинается мусульманское летоисчисление, принятое с 639 г. Его ввёл праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), в связи с необходимостью датирования событий и документов.

Имам Абу Нуайм (да помилует его Аллах) пишет:

«…Умар (да будет доволен им Аллах) приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был послан, некоторые сказали - со времени переселения. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры…» (См.: «Ат-Тарих»).

Выдающийся учёный Ибн Абидин аль-Ханафи (да помилует его Аллах), в пятом томе своей книги фетв «Укуд-уд дурриййе» пишет:

«Летоисчисление у мусульман с веления Умара (да будет доволен им Аллах). Первый день месяца Мухаррам единогласным согласием Асхаби-кирам был принят началом летоисчисления мусульманской эры (хиджры)».

Мусульманский календарь – лунный. Год в нём составляет 12 месяцев, т.е. 12 оборотов Луны вокруг Земли. Месяц начинается с рождения новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому, по мусульманскому календарю, год короче, чем по солнечному, и составляет 354-355 дней.

Названия месяцев хиджри-календаря перешли из солнечно-лунного календаря, которым пользовались древние арабы.

Месяц Мухаррам – благодатный месяц, первый месяц года, один из запретных месяцев, о котором сказано в Коране:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

В хадисе сказано:

«Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном». (Аль-Бухари)

Награда за хорошие дела в запретные месяцы увеличивается в разы. Если кто-то в Мухарраме совершит плохой поступок, то грех будет приумножен, и он понесет огромный убыток, о чем и предупредил нас Всевышний:

فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». (Сура «Покаяние», аят 36)

Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет:

«Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Всевышний возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний выделил поминание Его. Самими лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлят уль-Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний». (Тафсир суры «ат-Тавба», 36 аят)

Наша мать Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала следующий хадис:

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества», затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме». (Муслим);

«Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздаётся как за 30 постов». (Ат-Табарани)

Большинство ученых склоняется к тому, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не постился в течение месяца за исключением Рамадана.

Данные хадисы всего лишь побуждают увеличить количество постящихся дней и учит относиться к Мухарраму более внимательно. Если кто-то будет поститься все 30 дней Мухаррама, то это сунна, и он удостоится награды.

Ханафитские улемы сошлись во мнении, что пост в запретном месяце является одобряемым делом. Доказательством их словам служит хадис от Муджиба аль-Бахилия. Смысл данного изречения в том, что один человек постоянно держа пост, довел себя до ужасного состояния. В отличии от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который постился и отдыхал, он постился каждый день в течение всего года. И вот он подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил:

«О посланник Аллаха, ты не узнаёшь меня?» Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А кто ты?» Он сказал: «Я — аль-Бахили, который приезжал к тебе год назад». Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Ты был красив, что же так изменило тебя?» Он сказал: «С тех пор, как я расстался с тобой, я ел только по ночам». (На это) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ты сам себя мучил!», — а затем он сказал: «Постись в месяце терпения и (соблюдай пост) один день в любой (иной) месяц». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне, ибо, поистине, у меня (хватит) сил». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Постись по два дня». (Аль-Бахили) сказал: «Добавь мне». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Постись по три дня». (Аль-Бахили опять) сказал: «Добавь мне», — и тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься), постись в священные (месяцы) и прекращай (поститься)», — сделав знак тремя пальцами, которые он (сначала) соединил между собой, а потом раздвинул. (Абу Дауд)

Десятый день месяца Мухаррама называется «яум Ашура» - днем Ашура. Несколько тысяч лет назад именно в этот день Господь спас Своего пророка Мусу (мир ему) и его последователей от рук фараона. Мусульманам, проживающим в Лучезарной Медине, приходилось часто встречаться и общаться с местными иудеями. После переселения - Хиджры, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел иудеев соблюдающих пост. Он (да благословит его Аллах и приветствует) задал им вопрос о смысле поста.

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса (мир ему) стал поститься в этот день». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари)

В первые годы Ислама пост Ашура был обязательным, но потом это обязательство было отменено, о чем свидетельствуют слова сподвижника ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах):

«Когда (пост) Рамадана стал обязательным, пост дня Ашуры был оставлен (т.е. стал добровольным)». (Муслим)

Когда люди спросили ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) о посте Ашура, то он ответил так:

«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана». (Муслим)

Пост в день Ашура послужит прощением для маленьких грехов совершенных в прошлом году. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«За пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Муфтий Таки Усмани аль-Ханафи (да хранит его Аллах) пишет:

«Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:

– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (да благословит его Аллах), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура».

Эти два дня в 2017 году приходятся на 29-30 сентября или 30 сентября и 1 октября.

Теги:


Оставьте комментарий
Религия


Общество
Рейтинг@Mail.ru Рейтинг исламских сайтов
Вход
Создание и обслуживание сайта — Студия Ариф.Ру